Нужен ли ИТ-аутсорсинг компаниям сектора малого бизнеса? |
Сегодня трудно найти компанию, которая не использовала бы в своей повседневной работе ИТ. Обслуживание и настройка компьютерной техники, консультирование пользователей, установка и сопровождение бухгалтерских и кадровых программ, офисного ПО — вот стандартный перечень работ, которые выполняют ИТ-специалисты практически в каждой компании, независимо от ее размера, вида деятельности и количества сотрудников. Данное утверждение относится и к компаниям сектора малого бизнеса. Малые предприятия развиваются, а чтобы идти в ногу со временем, необходимо расширение спектра используемых ИТ, что нередко приводит к увеличению объема их обслуживания и сопровождения. Обеспечение должного уровня развития и обслуживания ИТ-инфраструктуры обходится небольшим предприятиям достаточно дорого и отнимает много времени. Поэтому многие ищут экономически выгодные способы решения этой задачи. Один из них — передача технической поддержки сторонней организации, для которой данные услуги являются основным видом деятельности, то есть на аутсорсинг. Сколь популярно это решение сегодня среди российских компаний сектора малого бизнеса? Прежде чем оценить ситуацию в России, обратимся к опыту западных компаний. Согласно опросу, проведенному американским журналом «CIO Magazine», аутсорсинг для западных и развивающихся рынков становится обычным явлением. Правда, он остается сценарием доступным лишь крупным компаниям. На наш взгляд, у отечественного рынка ИТ-аутсорсинга сектора СМБ перспективы более радужные. Хотя в России ИТ-аутсорсинг для малых компаний пока менее популярен, чем в других странах, в основном из-за финансовых соображений, российские компании все чаще приходят к выводу, что нанимать штатного ИТ-специалиста дороже и проблематичнее, чем купить эти услуги у ИТ-фирмы. ИТ-аутсорсинг постепенно получает и будет получать в нашей стране все большее распространение по мере того, как приходит понимание экономической выгоды от его использования. Рынок аутсорсинга вообще и в сфере ИТ-технологий, в частности, успешно формируется. Рассмотрим, на каком этапе развития у малого предприятия возникает реальная необходимость в обращении к услугам ИТ-аутсорсеров. 1 этапМалое предприятие обслуживается одним или двумя специалистами, которые должны обладать универсальными знаниями в области настройки офисного ПО, сетевых технологий, ремонта и обслуживания офисной техники. Обычно малое предприятие имеет также бухгалтерское и кадровое ПО, которое также нужно обслуживать. Выбирая ПО, малые предприятия, как правило, останавливаются на самом тиражируемом и распространенном для офиса и бухгалтерии, так как с поддержкой ПО такого класса могут справиться ИТ-специалисты начального уровня, в основном, студенты и учащиеся. 2 этапМалое предприятие развивается, и уровень ИТ, используемых в бизнесе, растет. Например, возникает потребность в рекламировании своих услуг в Интернете, создании собственного сайта, подключении в единую сеть удаленных рабочих мест, организации защиты данных и т. д. На этом этапе, как правило, возникает понимание, что нужно повышать уровень ИТ-специалистов. Не исключено обращение к услугам ИТ-аутсорсеров. При этом должны быть сохранены (или незначительно увеличены) текущие расходы на ИТ. В данном случае можно обозначить следующие пути решения стоящих перед организацией задач:
Описанные способы подходят для решения краткосрочных ИТ-задач либо ИТ-задач, не критичных для развития бизнеса. 3 этапМалое предприятие стабильно развивается, и новая ИТ-задача, стоящая перед организацией, имеет большую важность для бизнеса в целом. Такой задачей может быть, например, разработка и внедрение единой системы документооборота малого предприятия с удаленными рабочими местами. С точки зрения затрат малому предприятию не выгодно вкладывать деньги в самостоятельную разработку собственного уникального ПО для автоматизации документооборота. В этой ситуации наиболее экономичным и эффективным представляется приобретение готового программного обеспечения. При этом от предприятия потребуется лишь содержание в штате одного ИТ-специалиста, который сопровождает ПО документооборот наряду с другими. К несомненым выгодам решения использования ИТ-аутсорсинга можно отнести:
Почему же ИТ-аутсорсинг для организаций сектора СМБ в России еще не достаточно распространен? Главная причина — экономия средств. Вдобавок клиенты аутсорсинговых фирм часто ошибочно сравнивают стоимость предлагаемых услуг только с затратами на содержание персонала, разрабатывающего ПО. Однако, обеспечить такое же качество ПО самостоятельно заказчик сумеет, лишь произведя значительные инвестиции в развитие персонала, оборудование, обучение и пр. К дополнительным причинам следует отнести следующие факторы:
Если же взвесить все «за» и «против», приняв во внимание весь объем услуг, которые вам будет оказывать аутсорсер, то чаша весов склонится в пользу аутсорсинга. По данным исследований специалистов Центра маркетинга и продаж компании «ИнтерТраст», спрос на ИТ-аутсорсинг неуклонно растет, см. рисунок. На диаграмме прослеживается четкая зависимость роста спроса на ИТ-аутсорсинг в зависимости от роста численности компаний заказчиков. Снижение роста наблюдается лишь в компаниях размера корпорации, где становится оправданным содержание собственного штата ИТ-специалистов. Анализируя показательный опыт компании «ИнтерТраст», отмечу: несмотря на упомянутые проблемы, тенденция развития российского рынка аутсорсинговых услуг такова, что уже в ближайшее время заинтересованность предпринимателей в передаче некоторых своих бизнес-процессов сторонним организациям возрастет. Алексей Телековский, директор Центра разработок компания «ИнтерТраст», Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Источник: www.osp.ru |
Тел.: | (495) 641-01-81 |
E-mail: | info@globalit.ru |